Биогаз Украины. Текущая ситуация и туманные перспективы | Accord Биогаз Украины

Биогаз Украины. Текущая ситуация и туманные перспективы

Юрий Эпштейн
Юрий Эпштейн
директор Аккорд Лтд

Несмотря на многочисленные победные реляции в информационном пространстве Украины о бурном развитии отечественной биогазовой энергетики, трезвая оценка сложившейся ситуации не вызывает особого оптимизма и требует от нашего правительства принятия самых неотложных мер.

Так, по сообщению Государственного агентства энергоэффективности и энергосбережения, на конец второго квартала 2019 года в Украине работало 43 генерирующих электроэнергию биогазовых комплекса, с общей установленной мощностью 66 МВт. Из которых 44 МВт работало на агроотходах, а 22 МВт — на полигонах бытовых отходов.

В отличие от всех других стран мира, отечественные биогазовые объекты на полигонах ТБО имеют достаточно высокий зеленый тариф на вырабатываемую электроэнергию, позволяющий окупать такие проекты за небывало привлекательные срок (до 2-х лет). Поэтому желающих принять участие в тендерах, устраиваемых местными властями, обычно хватает. Хотя не все имеющиеся в Украине полигоны привлекают инвесторов, а лишь те, объемы имеющегося биогаза в которых достаточны для долгосрочной стабильной выработки электроэнергии. А таких в Украине осталось совсем немного и особой перспективы для развития новых проектов в этой сфере явно не просматривается.

Совсем другая ситуация сложилась для биогазовой энергетики в сфере использования для выработки биогаза других видов сырья: отходов и побочных продуктов сельского хозяйства, пищевой промышленности, населения, водоочистных сооружений.

Из всех перечисленных видов сырья лишь один принадлежит государству, в виде коммунального имущества местных громад. Это — органический осадок муниципальных водоочистных сооружений крупных населённых пунктов, в которых образующийся его объём позволяет рентабельно вырабатывать энергоресурсы в виде электрической и тепловой энергии.

На сегодняшний день в Украине такие объекты полностью отсутствуют, хотя анонсировано их строительство в рамках проектов по реконструкции водоочистных сооружений Харькова, Киева, Львова, Днепропетровска и ряда других городов нашей страны. Биогазовые комплексы водоочистных сооружений, как правило, имеют невысокую установленную мощность (в среднем, 1 МВт) и не способны, даже в перспективе, оказать существенное влияние на развитие отечественной биогазовой отрасли.

Иное дело — пищевые отходы населения, объемы которых при использовании технологий биогазовой энергетики позволяют внести существенный вклад в замещение ископаемых видов топлива, снижение выброса парниковых газов и улучшение экологии городской среды. Всё, что для этого требуется, — раздельный сбор пищевых отходов. О котором много пишется и говорится, которое присутствует во всех планах городских властей и которое начинает внедряться отдельными общественными и коммерческими организациями в разных регионах Украины. О получении биогаза здесь, за редким исключением, речи не идёт. Хотя о подобных намерениях время от времени заявляется. Основными проблемами, в данном случае, видятся большие необходимые объёмы подобного сырья, отсутствие жесткого законодательства по соблюдению правил утилизации и, наконец, отсутствие понимания местными властями необходимости инвестирования в процессы раздельного сбора органических отходов значительных финансовых ресурсов.

Основной понятный и доступный ресурс в Украине для выработки биогаза — отходы и побочные продукты сельского хозяйства и предприятий пищевой промышленности. Да ещё — специально выращиваемые растения (как правило, силосная кукуруза). Согласно заявлениям официальных учреждений и лиц, в Украине на конец второго квартала 2019 года насчитывалось около двух десятков таких биогазовых комплексов, общей мощностью 44 МВт. В данной цифре учитываются только предприятия, получившие от государства зеленый тариф на вырабатываемую электроэнергию. Хотя имеются ещё несколько, которые работают, но такого тарифа не имеют, поскольку к моменту начала своей работы имевшееся на тот момент законодательство такой возможности не предоставляло («Астарта», УМК, «ПЖК Запорожье»), либо необходимая документация не была правильно оформлена («Сигма»). По имеющимся данным, точная цифра общей установленной мощности вышеуказанных биогазовых комплексов составляет 38,594 МВт, а общее их количество — 15. Из этого числа на конец второго квартала генерировали электроэнергию в энергосистему Украины — 9, с общей установленной мощностью 22,13 МВт.

В настоящий момент на разных стадиях строительства находятся ещё 10 биогазовых проектов, с общей мощностью 37,6 МВт. Из которых, по нашему прогнозу, ни один не начнёт генерировать электроэнергии в энергосистему до конца 2019 года.

По разным причинам, основной из которых является отсутствие финансирования, остановлены ещё десяток биогазовых проектов в сельском хозяйстве, общей мощностью около 30 МВт.

Примечательно, что несмотря на принятие закона 4489-Д, которым действующий тариф на электроэнергию из биогаза оставлен неизменным до 2030 года, в первом полугодии 2019 года начата работа только над одним биогазовым проектом в сельском хозяйстве (1,5 МВт для компании Галс-Агро).

Из вышесказанного становится очевидным, что сложившаяся в Украине ситуация совершенно не соответствует той роли, которая отводится биогазовой энергетике в стратегических планах развития передовых стран мира.

По объёму выработки электроэнергии биогаз не в состоянии конкурировать ни с солнцем, ни с ветром. По объемам вырабатываемого тепла биогаз не в состоянии состязаться с твёрдой биомассой. Однако, только из биогаза можно произвести полный возобновляемый аналог природного газа. Только биогазовая энергетика способна предотвратить заражение и уничтожение окружающей среды. Только в процессе выработки биогаза можно сохранить содержащиеся в растительной и животной биомассе питательные вещества и микроэлементы и, при правильном обращении, обеспечить возвращение их в почву и естественный кругооборот.

Причина сложившейся ситуации, на наш взгляд, заключается в значительной недооценке государством потенциальной роли биогазовой энергетики в предотвращении изменений климатических условий и сохранении экологии окружающей среды и выражается в следующем:

  1. Существующий тариф на электроэнергию из биогаза явно недостаточен для инвестиционной привлекательности биогазовых проектов для подавляющего числа сельскохозяйственных предприятий;
  2. Отсутствует стимулирование эффективного использования производимой тепловой энергии;
  3. Отсутствует стимулирование переработки дигестата в качественные органические удобрения;
  4. Отсутствует стимулирование производства возобновляемого природного газа — биометана — для использование в качестве транспортного топлива большегрузного транспорта;
  5. Отсутствует строгое экологическое законодательство в сфере утилизации органических отходов и побочных продуктов сельского хозяйства и предприятий пищевой промышленности.