Что делать с украинским биогазом? | AccordЧто делать с украинским биогазом?

Что делать с украинским биогазом?

Все существующие биогазовые комплексы в Украине (как и во всём мире) по типу используемых технологических процессов можно разделить на 2 типа: те, в которых принудительным образом выделяют биогаз из различных видов биомассы и те, в которых самопроизвольно образовавшийся биогаз извлекается из толщи полигонов бытовых отходов. Основных различий при этом несколько: наличие переработанной биомассы (органических удобрений) в первом случае и отсутствие во втором; различный химический состав полученного биогаза; продолжительность жизненного цикла исходного сырья (1-2 года в первом случае и 20-50 лет во втором).

Оставим вопросы эффективного использования переработанной биомассы (органических удобрений) за рамками данного анализа и рассмотрим на предмет целесообразности возможные способы использования получаемого биогаза:

1. Производство электрической и тепловой энергии.
2. Производство биометана. 
3. Производство биоводорода.

Примечательно, что все эти энергоносители можно производить уже сегодня. Хотя сегодня производят только электрическую энергию, поскольку только она имеет гарантированный (как выяснилось, не достаточно) сбыт и обеспечивает инвестору необходимый денежный поток.

Суммарная установленная мощность украинских биогазовых комплексов составляла на начало 2020 года 93,7 МВт.

За весь 2019 год в Украине из биогаза было выработано и поставлено в энергосистему 249,4 млн. квт-час электрической энергии.

В соответствии с существующим зелёным тарифом на электроэнергию, выработанную из биогаза, государство выплатило (должно выплатить) её производителям 30,9 млн. евро.

Потребление электроэнергии в Украине в 2019 году составило 150,2 млрд. квт-часов. Выработанная всеми отечественными биогазовыми комплексами Украины электроэнергия составила при этом ничтожно малую часть - менее 0,02%.

Это то, что мы имеем на сегодня. И, будем надеяться, останется таким для введенных в строй биогазовых комплексов до обещанного 2030 года. А что дальше? Имеет ли для государства смысл и далее стимулировать получение биогаза из биомассы для выработки из него электрической энергии?

Давайте посмотрим, как можно было распорядиться средствами для оплаты выработанной из биогаза в 2019 году электроэнергии по иному. Для производства 249,4 млн. квт-часов электроэнергии было использовано примерно 113 млн. кубических метров биогаза. Из которых путём обогащения можно было произвести около 60 млн. кубометров биометана.
Заплатив за которые производителям те же 30,9 млн. евро, что соответсвует 515 евро за 1000 кубических метров биометана.

Полученным биометаном государство могло бы распорядиться по-разному (получение из него электроэнергии не рассматриваем по причине выше рассмотренной нецелесообразности).

Биометан можно было бы использовать для замещения закупаемого природного газа. Потребление которого в Укране в 2019 году составило 29,8 млрд. куб. м. Объем произведенного биометана при этом, как и в случае с электроэнергией, составил бы те же ничтожные 0,02%.

Ещё один вариант - использование в качестве транспортного топлива муниципального транспорта для замещения основного источника транспортной эмиссии и загрязнения окружающей среды городов - дизельного топлива. Известно, что перевод большегрузного муниципального транспорта (автобусы, мусоровозы и т.п.) даже на обычный природный газ с самого высококачественного дизельного топлива марки ЕВРО-6 позволяет сократить эмиссию парниковых газов на 85%.
Сегодня очень многие города разных стран мира, в том числе Украины, в процессе обновления своих автопарков закупают автобусы, использующие в качестве топлива природный газ.

70% автобусов в центральных и спальных районах Мадрида и 39% всего большегрузного транспорта США в 2019 году использовали полный аналог природного газа - биометан. В 23 городах Швеции успешно эксплуатируются 1000 автобусов на природном газе. 409 автобусов на биометане недавно заказал Париж. На природный газ и биометан переходят Тарту и Будапешт, Гаага и Роттердам, Великобритания и Канада, Япония и Южная Корея и многие другие. И даже один из крупнейших мировых производителей дизельного топлива - Россия.

Возьмём, к примеру, один из крупных городов Украины - Запорожье, население которого сегодня насчитывает более 700 тыс. человек. Для заправки автобусного парка в 2019 году городскими властями было израсходовано 2920 тонн дизельного топлива. Эквивалентный объём биометана (природного газа) составляет 3,5 млн. кубических метров. Из этого примера видно, что 60 млн. куб. м биометана, которые могли бы быть произведены на существующих сегодня в Украине биогазовых комплексах, хватило для перевода на него всего муниципального транспорта крупных и средних по размеру городов Украины. И, таким образом, был бы получен экологический эффект, недоступный ни для какой другой технологии возобновляемой энергетики.

Что касается зелёного водорода, который можно производить из биогаза при помощи метода парового риформинга. Произвести его при существующей выработке биогаза в 2019 году можно было бы примерно 13 500 тонн, которых хватило бы на заправку очень большого отечественного автопарка водородного транспорта при наличии, разумеется, как оного, так и сети необходимых водородных заправочных станций.

Итак, какие выводы напрашиваются из вышесказанного:

1. Будем надеяться, что существующие и строящиеся биогазовые комплексы будут продолжать производить электроэнергию и продавать её государству по обещанному зелёному тарифу до 2030 года.
2. Биогазовая энергетика ближайшего будущего способна внести решающий вклад в сокращение эмиссии парниковых газов на транспорте и в кардинальное улучшение состояния воздушной среды городов.
3. Государственная политика в сфере биогазовой энергетики нуждается в быстрой переориентации от стимулирования производства электроэнергии к стимулированию производства возобновляемых газообразных видов топлива - биометана, а несколько позднее, и биоводорода.
4. Одним из ключевых факторов решения этой задачи является разработка организационного и документального инструментария для создания Реестра производителей биометана (биоводорода), системы выпуска и торговли Зелёными Сертификатами, государственного предприятия - Гарантированного Покупателя таких Сертификатов.

При реализации описанного сценария биогазовая энергетика будет способна внести свой неоценимый вклад в сокращение эмиссии парниковых газов на транспорте, в улучшение экологической ситуации в сельском хозяйстве и в городах и сделать инвестиции в биогазовые проекты устойчивыми и экономически привлекательными.

Примечание: стимулирование производства биоэтанола для замещения небольшой части бензина - это, на мой взгляд, попытка догнать вчерашний день и повторение ситуации с отечественными тарифами на солнечную электроэнергию: создание нового бизнеса для узкого круга бизнес - структур, который не будет оказывать существенного влияния на сокращение эмиссии парниковых газов, экологию окружающей среды и иметь перспективы на будущее. Сегодня человечество стремится полностью уйти от использования ископаемых видов топлива на транспорте в сторону электроэнергии, водорода, биометана.