Узкие места украинской биогазовой энергетики Часть 2 | AccordУзкие места украинской биогазовой энергетики

Узкие места украинской биогазовой энергетики

Часть 2

Под "узкими местами" я понимаю перечень факторов, состояние которых не позволяет украинской биогазовой энергетике по уровню развития если не догнать немецкую, то хотя бы несколько сократить разрыв. И проблемы, без решения которых владелец проекта не сумеет довести его до благополучного завершения и получить желаемый результат.

1. Законодательное регулирование и 
стимулирование
2. Наличие необходимых запасов сырья
3. Консалтинг 
4. Финансирование
5. Эффективный менеджмент продуктов 
ферментации
6. Квалифицированное управление

Порядок, в котором расположены перечисленные выше факторы, отражает лишь моё субъективное восприятие их приоритетности, которое я попытаюсь далее обосновать.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ

Биогазовый проект, сам по себе, будет интересен потенциальному инвестору (внутреннему или внешнему) лишь в случае его экономической привлекательности, неотвратимости и существенности санкций за ущерб окружающей среде, наличия имиджевой составляющей.

Все перечисленные факторы, в значительной мере, зависят от мер государственного регулирования и стимулирования. Которые в разных странах и на разных этапах могут существенно отличаться. При должном осознании государством приоритета, позитивной роли и возможностей биогазовой энергетики, законодательная база адаптируется таким образом, чтобы сделать её привлекательной, в первую очередь, внутренним инвесторам. Специальные тарифы на электроэнергию из биогаза и биометан, бонусы за эффективное использование тепловой энергии и определенных видов сырья, всевозможные гранты и субсидии для частных и корпоративных инвесторов и энергетических кооперативов, освобождение от налогов, приоритетное подключение к внешним сетям, льготное кредитование и т.п., И, одновременно, высокие налоги на выбросы парниковых газов и штрафы за ущерб окружающей среде.

Именно перечисленные факторы вывели биогазовую энергетику Германии на 1-е место среди всех стран Европы. И именно качество, либо отсутствие оных определяет 20-е место биогазовой энергетики Украины.

Но хочу быть объективным. Если бы не титанические усилия, которые прикладывают сегодня Биоэнергетическая Ассоциация Украины и нынешнее руководство Госэнергоэффективности, не было бы и этого. Более того, именно осознание роли биогазовой энергетики для устойчивого развития сельского хозяйства, сохранения экологии окружающей среды и предотвращения изменений климата позволили им добиться принятия изменений существовавшего законодательства, грозящего полной стагнацией всего отечественного биогазового сектора.

Разумеется, этого совершенно недостаточно. Биогазовые проекты должны стать экономически привлекательными не только для сахарных заводов и гигантских животноводческих комплексов, но и для многих тысяч крупных, средних и малых предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности. Которые, с одной стороны, являются производителями гигантских количеств токсичных отходов, а с другой - собственниками ценного сырья для выработки возобновляемых энергоресурсов и производства эффективных органических удобрений.

С другой стороны, требуется значительное ужесточение существующего экологического законодательства, которое сделало бы экономически невыгодной нелегальную утилизацию таких отходов, приносящую непоправимый ущерб здоровью местного населения и окружающей среде.