Биоводород или биометан Часть 6 | AccordБиоводород или биометан

Биоводород или биометан Часть 6

Зелёный" водород или биометан для Украины?

В предыдущих частях мы рассмотрели гипотетические сценарии промышленного производства эелёного водорода в Украине для достижения двух разных стратегических целей: полной энергонезависимости за счёт замещения импортируемых ископаемых видов топлива и достижения 50% доли ВИЭ на отечественном энергорынке.

Было показано, что оба сценария требуют колоссальных денежных ресурсов, которыми не располагает наше государство. Участие частных инвесторов также является маловероятным вследствие полной экономической несостоятельности требующих осуществления крупномасштабных проектов (производство зелёного водорода элетролизом воды с использованием электрической энергии солнечных и ветровых электростанций).

Но есть ещё один привлекательный сценарий, к которому нас энергично подталкивают наши европейские друзья - стать крупным производителем и поставщиком в Европу необходимого там энергоресурса - "зелёного" водорода. Для полного перехода на возобновляемые источники энергии, который им не в состоянии обеспечить ни неравномерная генерация солнца и ветра, ни устойчивый и универсальный биометан. Требуемого количества которого сами они произвести не в состоянии и закупать который, в том числе в Украине, в состоянии себе позволить.

3. Производство и экспорт в Европу "зелёного" водорода

В этом случае необходимые финансовые ресурсы могут предоставить заинтересованные европейские партнеры и отдельные частные инвесторы под гарантии выкупа произведенного водорода по экономически приемлемой цене.

Украина имеет достаточные объёмы требуемых для этого видов сырья - солнца, ветра, воды и даже биомассы и, главное, действующую газотранспортную систему.

Основной лимитирующий фактор -возможные объёмы транспортировки водорода.

Какие объёмы водорода можно транспортировать по нашей газотранспортной системе, не скажет сегодня никто. Тем более с учётом её физического состояния и изношенности. Для этого требуются длительные и незаангажированные исследования, как это делается сегодня во многих странах мира.

Согласно действующего контракта на транспортировку природного газа в Европу с Газпромом, говорить о транспортировке водорода в Европу ранее окончания срока его действия - конца 2024 года - недальновидно и опрометчиво. Поскольку любое подмешивание водорода к природному газу не предусмотрено контрактом и наверняка вызовет со стороны Газпрома категорические возражения.

Самые смелые оценки политиков и ученых на предмет возможности транспортировки водорода с использованием имеющихся газотранспортных систем ограничиваются его содержанием в смеси с природным газом не более 25%. То есть в трубе должен находиться природный газ, к которому будет подмешиваться небольшая часть водорода. К чему мы будем подмешивать водород в случае разрыва контракта с Газпромом? 
А если представить невозможное - получение согласия от Газпрома - сколько водорода сможем транспортировать в Европу? При сегодняшних 40 млрд. куб. м - не более 10 млрд. куб.м. в год.

Отложим на минутку безрадостные мысли о том, что может произойти в случае такой транспортировки с нашим ценным народным достоянием - газотранспортной системой. Пусть даже не сразу, не повсеместно, а через год - два? Кто будет возмещать понесённый ущерб? Европейские друзья? Собственные или зарубежные бизнесмены?

Позволю себе быть нескромным и поделиться собственными мыслями на этот счёт.

Итак, исходные условия:

1. Наши соседи - страны ЕС - нуждаются в "зелёном" водороде, сами производить нужные им объёмы - не в состоянии и готовы инвестировать требуемые финансовые ресурсы в его производство в Украине и транспортировку до места назначения - к себе домой.
2. В Украине имеются требуемые для этого сырьевые ресурсы, территории, готовность принять требуемые законодательные изменения, технические регламенты, нормативы и т.п.
3. В Украине имеется изношенная газотранспортная система, которая даже в случае возможной реконструкции и улаживания возможных спорных вопросов с основным арендатором - Газпромом - сможет транспортировать в Европу не более 10 млрд. куб. м зелёного водорода.

Решений, на мой взгляд, может быть несколько.

Вариант 1

Предлагаем нашим европейским друзьям вместо 10 млрд куб. м зелёного водорода производить и поставлять при помощи нашей газотранспортной системы эквивалентный по энергетическому содержанию объем - 3 млрд.куб.м - другого возобновляемого природного газа - биометана. Который самостоятельно выкупать по приемлемой для производителя цене по причине бедности наше государство - не в состоянии. От них - инвестиции, как и в случае с водородом, от нас - необходимое законодательное регулирование, беспроблемное подключение к газотранспортной системе и документальное сопровождение. И, вдобавок, временное освобождение от налогов, предоставление рабочих площадок и юридическое сопровождение. Для государства - плата за транспортировку и рабочие места. Для местного бизнеса - 51% доля в совместных предприятиях, как это практикуется в Китае.

Вариант 2

Соседи готовы инвестировать в производство и закупать гораздо большие объёмы возобновляемых газов, чем 10 млрд. куб. м водорода. Например, 50 млрд., а то и 100 млрд. куб. м в год.

Для производства 50 млд. куб. м "зелёного" водорода в год электролизом воды потребуется не менее 400 млрд. квт-час возобновляемой электроэнергии, что соответствует суммарной требуемой установленной мощности ветровых электростанций 120 ГВт. Инвестиции в строительство которых, с учётом стоимости электролизёров и при самом невероятном уменьшении стоимости ветро - водородного комплекса мощностью 1 МВт до 1 млн. евро, составят 120 млрд. евро.

В таком случае целесообразно построить за деньги тех же инвесторов отдельный совместный водородопровод, стоимость которого, с учётом строительства необходимой инфраструктуры и ответвлений к местам производства, составит ничтожно малую часть требуемых инвестиций. Освободив инвестора от платы за транспортировку до погашения стоимости оговоренного участия украинской стороны.

Продолжение следует .....