Рынок газовой энергетики Украины - существующие вызовы и оптимальные решения | AccordРынок газовой энергетики Украины - существующие вызовы и оптимальные решения

Рынок газовой энергетики Украины - существующие вызовы и оптимальные решения


Существующие проблемы газовой энергетики Украины всё отчётливее проступают на фоне складывающейся экономической ситуации и далеко выходят за рамки энергетической отрасли.

Среди основных - угроза утраты транзитной выручки и необходимость решения судьбы отечественной газотранспортной системы. В качестве наиболее оптимального и спасительного  решения рассматривается зелёный водород. Который будет приносить стране приемлемый доход от транзита в Европу и позволит хотя бы частично загрузить и спасти от разрушения нашу газотранспортную систему.

Среди дополнительных, но не менее важных - зависимость от внешних поставок природного газа, необходимость декарбонизации экспортно - ориентированных отраслей промышленности, соблюдение международных обязательств по участию в противодействии изменениям климата и, как следствие, необходимость коренной реконструкции всей отечественной энергосистемы.

В качестве единственной спасительной панацеи ряд ведущих государственных деятелей, высокопоставленных правительственных чиновников и представителей сектора возобновляемых источников энергии называют зелёный водород. А также, хотя и намного реже, биометан.

Давайте попробуем трезво взглянуть на каждую из перечисленных выше  проблем. С открытыми глазами и без пиара. Объективно и непредвзято. Без попытки выдать желаемое за действительное и, тем самым, не вводя в заблуждение умы непосвящённых в закулисную кухню и реалии энергетики возобновляемых газов.

                                           ВВОДНЫЕ ДАННЫЕ

По данным Оператора ГТС,  доход от деятельности на международных рынках за 2020 год составил 47,5 млрд. грн, на внутреннем рынке - 10,1 млрд грн. Из которых за транзит российского природного газа в ЕС было получено 44,9 млрд. грн. (~ $1,7 млрд.). Часть этих средств была израсходована на поддержание работоспособности ГТС, а часть - пойдёт на необходимую её реконструкцию. В государственный бюджет в виде налогов было направлено 14,9 млрд. грн ( ~ $550 млн.)

По данным Оператора ГТС, по импорту из ЕС (Словакия, Венгрия, Польша) в 2020 году было закуплено 15,9 млрд. куб. м природного газа на общую сумму ~ $2,7 млрд.

Если резюмировать заполонившие отечественное информационное пространство возможные сценарии, звучащие из уст многочисленных политиков, экспертов и журналистов, то все они сводятся к двум:

 1. Полное прекращение транзита российского природного газа после 2024 года и, как следствие, потеря ежегодных бюджетных доходов и возможности поддерживать работоспособное состояние всей или части ГТС; необходимость изыскания на это дополнительных бюджетных средств; отсутствие будущих перспектив транспортировать произведенный в Украине зелёный водород в смеси с российским природным газом в ЕС;
 2. Продолжение транзита российского природного газа на 10-летний период при поддержке зарубежных партнёров.


                             СОБСТВЕННЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

 1. Использовать шанс стать экспортёром зелёного водорода в Европу - безусловно необходимо.
 2. Заниматься вопросами водородной энергетики - мирового тренда и надежды зелёной экономики будущего будут все заинтересованные стороны - политики, государственные структуры стейкхолдеры в лице общественных организаций, научно-исследовательские учреждения, представители смежных секторов возобновляемой энергетики, промышленности, корпоративного сектора  и т. д.
 3. Успешное развитие водородной энергетики невозможно без международной финансовой помощи и активной поддержки со стороны государства.
 4. Будущее отечественной водородной энергетики невозможно без дорогостоящей кардинальной реконструкции существующей газотранспортной системы. Которое будет возможным лишь при участии международных спонсоров и партнёров.
 5. Возможность получать приемлемый доход за счёт транспортировки зелёного водорода из Украины в Европу возможна лишь в случае массированных его поставок. Плата за транзит будет при этом почти наверняка привязана к энергетическому содержанию поставляемой газовой смеси. Предусмотренная  Водородной Стратегией ЕС для Украины квота в размере 8 ГВт установленной мощности электролизёров подразумевает обязательство закупать примерно 5 миллиардов кубических метров зелёного водорода в год, которые эквивалентны по энергетическому содержанию ничтожному ( 1,7 млрд. куб. м) объёму природного газа. Насколько удовлетворительна при этом будет для государства возможная выручка от транзита зелёного водорода для восполнения утраченных доходов бюджета и поддержания должного технического состояния ГТС несложно себе представить. Не вызывает сомнения, что для получения желаемого результата объёмы экспортных поставок зелёного водорода должны на несколько порядков превышать установленные Украине лимиты. Что вряд ли возможно  без конкурентной стоимости отечественного зелёного водорода на европейском рынке.
 6. Водородная Стратегия Украины должна быть основана на реальных экономических расчётах.
 7. Экспортные поставки зелёного водорода с использованием отечественной ГТС при любом сценарии событий не будут осуществляться в ближайшие 5 - 10 лет.
 8. Производство зелёного водорода для нужд внутреннего рынка не позволит Украине заместить недостающие ~ 10 млрд. куб. м природного газа. Для чего необходимо, по меньшей мере, около 30 млрд. куб. м зелёного водорода с себестоимостью в 3  раза менее сегодня возможной.
 9. Может ли спасти ситуацию обещанный Украине специальный зелёный фонд размером в $1 млрд, часть из которого может быть выделена водородной энергетике? Если в расчёте на 1 ГВт установленной мощности электролизёров сегодня в мире требуется до $2 млрд.? На сколько и через какой срок эта цифра может стать ниже - не ответит сегодня никто. Существуют только прогнозы, предположения, ожидания.

Парадокс ситуации, на мой взгляд, заключается в том, что для производства зелёного водорода в объёме отведенной Украине квоты достаточно произвести лишь ~ 2 млрд. куб. м другого возобновляемого газа - биометана. Который можно беспрепятственно для сохранности нашей ГТС и без дополнительных финансовых вливаний транспортировать в ЕС и для производства нужных объёмов которого потребуется ~ 1 ГВт установленной мощности биогазовых комплексов (в отличие от 8 Гвт электролизёров, вкупе с несколькими десятками гигаватт СЭС и ВЭС).

Вопрос только в том, что более целесообразно - производить и экспортировать биометан для выделения из него зелёного водорода в пункте назначения или производить и использовать биометан для замещения природного газа на внутреннем рынке. В первом случае - дополнительный бонус государству за транспортировку, во-втором - выполнение им части обязательств по  декарбонизации отдельных секторов экономики и снижение издержек бюджета на закупку природного газа.

                                                  Резюме

 1. Производство зелёного водорода электролизом воды в Украине для поставок на экспорт требует кардинальной реконструкции ГТС и в ближайшем будущем технически невозможно и экономически нецелесообразно.
 2. Единственно - возможной сферой использования зелёного  водорода на внутреннем рынке, не требующей миллиардных финансовых вливаний на создание необходимой инфраструктуры (будь то транспортный сектор, металлургия или коммунальное хозяйство), является производство азотных удобрений на экспорт. Непременными условиями  для этого являются дальнейший рост цен на природный газ до уровня не менее $700 за 1000 кубических метров (для замещения 1000 куб. м природного газа зелёным водородом при производстве 1 тонны аммиака его требуется ~ 177 кг), достижение себестоимости производства зелёного водорода $4 за кг и введение CBAM в размере ~ $100 за тонну выбросов СО2.
 3. Поставлять зелёный водород на экспорт по цене не более $5 за кг можно уже в самое ближайшее время. Необходимые условия - принятие внесенного в парламент и одобренного профильным комитетом законопроекта 5464, поставка зелёного водорода в составе биометана по существующей ГТС покупателю в ЕС и извлечение из биометана зелёного водорода в месте доставки при помощи технологии парового риформинга.
 4. Для экономической целесообразности экспортных поставок биометана без последующего извлечения зелёного водорода необходима готовность европейского покупателя платить за него цену в диапазоне не менее $1000 за 1000 кубических метров.
 5. Массовые поставки зелёного водорода, произведенного в Украине электролизом воды, возможны в долгосрочной перспективе при условии привлечения крупномасштабных безвозмездных финансовых инвестиций со стороны иностранных партнёров.
 6. При любом сценарии необходима оптимизация существующей газотранспортной системы, с учётом резкого снижения транзитных объёмов природного газа и необходимости кардинального уменьшения операционных затрат на поддержание её в рабочем состоянии.