Технологии производства “зелёного” водорода Часть 5 | AccordТехнологии производства "зелёного" водорода

Технологии производства “зелёного” водорода

Часть 5

Сегодня в мире насчитывается только 2 технологии производства зелёного водорода, полностью освоенные и готовые к промышленному внедрению:

Электролиз воды с использованием ВИЭ

Паровой риформинг биометана

В прошлых частях данной публикации мы рассматривали технико - экономические показатели производства зелёного водорода в случае использования каждой из этих двух технологий.

В этой и последующих частях публикации будут проанализированы и экономически оценены возможности и способы транспортировки водорода из Украины в Европу.

Как будем экспортировать водород?

Возможно, мой ответ прозвучит несколько неожиданно и вызовет у многих резкое неприятие и обострённую реакцию.

Никак! Ни 500 млрд. куб. м зелёного водорода, произведенного электролизом воды. Ни 18 млрд. куб. м зелёного биоводорода, произведенного паровым риформингом биометана. По крайней мере, ни сегодня, ни завтра, ни через ближайшие 5-10 лет. Разве что за это время кто-нибудь даст нам денег на строительство нового водородопровода, либо на полную реконструкцию старого. Во что с большим трудом верится, с учётом сложившихся отношений между нашими властными структурами и инвесторами в зелёную энергетику.

Давайте более пристально рассмотрим несколько вариантов транспортировки зелёного водорода из Украины в страны ЕС. Оставив в стороне вопросы себестоимости произведенного в Украине зелёного водорода и контрактные цены его экспортных поставок в Европу. Не обращая внимание на полное отсутствие в Украине необходимой нормативной документации при производстве и транспортировке, системы сертификации будущих производителей, да и самой Водородной Стратегии. На разработку и принятие которых в Украине понадобятся годы.

Итак, транспортировка и только транспортировка. Ничего больше!

Транспортировка куда? На экспорт, в Европу. В Европу - куда именно? Очевидно, что туда, где есть (будут) потенциальные покупатели. В Болгарию? В Венгрию? В Румынию? Очень сомнительно. Ведь там до сих пор нет даже ни одной водородной заправочной станции (за исключением Венгрии, в которой подразделение французской компание Linde в апреле открыло небольшую водородную АЗС для собственных нужд)..Скорее всего, потенциальные потребители проживают несколько дальше. Возможно даже, в благополучных и обеспеченных странах Северной Европы. Более вероятно - в наиболее активных по своему отношению к безуглеродному будущему странах Западной, в первую очередь - в Германии. Удалённость которой от большей части территории Украины составляет, в среднем, не менее 1500 км.

1. Транспортировка водорода из Украины в Европу автомобильным транспортом в компримированном виде

Речь в данном случае идёт о транспортировке сжатого под давлением газообразного водорода в специально приспособленных для этого баллонах или в цистернах. В зависимости от степени компрессии, требования к прочностным характеристикам ёмкостей также различны. Чем больше давление, тем они должны быть прочнее и, соответственно, дороже. Чем давление больше, тем больше водорода можно доставить заказчику за одну ходку. Не буду зря тратить время читающего данную публикацию на рассмотрение экономики перевозки газообразного водорода под давлением 300 и 500 бар и перейду к наиболее инновационному и актуальному - использованию специальных ёмкостей, позволяющих транспортировку газообразного водорода под давлением 700 бар. Такие ёмкости, позволяющие вместить в 40-футовый контейнер 1600 кг водорода, предлагает сегодня немецкая компания PS-Hy Tech GmbH. Итак, почти 18 000 куб. м зелёного водорода за одну ходку.

Оставим за рамками данного рассмотрения вопросы безопасности перемещения газообразного водорода под сверхвысоким давлением и в условиях широкого диапазона возможных климатических условий и температур. Нас будет интересовать, в первую очередь, экономическая целесообразность транспортировки газообразного водорода из Украины в Европу. При этом возникает ряд сопутствующих, но не менее увлекательных вопросов:

а) Насколько "зелёным" и "безуглеродным" будет считаться перевозимый водород, если в качестве транспортного топлива при этом будут использоваться традиционные дизельное топливо, бензин или даже природный газ?

б) Кто будет владельцем транспортного средства, на котором будет размещаться контейнер - производитель водорода или отдельный перевозчик?

Согласно заявлениям наших европейских партнёров, ЕС ожидает от нас миллиарды кубических метров водорода уже в ближайшие 3 - 5 - 10 лет.

1 млрд куб. м водорода - это примерно 90 000 тонн. Используя самые инновационные ёмкости, предназначенные для транспортировки водорода под наиболее высоким возможным сегодня и завтра давлением, для перевозки водорода из Украины в Европу понадобится сделать не менее 56 250 ходок, то есть около 150 отправок каждый день. Не будем представлять в своём воображении непрерывно курсирующие по международным трассам фуры со смертельно опасным грузом. Давайте просто прикинем, какой будет при этом примерная стоимость транспортировки 1 кг водорода. Сегодня стоимость автомобильной перевозки 5 тонн стандартного груза в Германию без подгрузки на обратном пути составит не менее $5000. В нашем случае как минимум, в 2 раза больше. Что добавит к себестоимости водорода не менее $5/кг и делает совершенно иррациональным дальнейшее рассмотрение возможности транспортировки газообразного водорода в Европу автомобильным транспортом.

Продолжение следует ...