Технологии производства “зелёного” водорода Часть 6 | AccordТехнологии производства “зелёного” водорода Часть 6

Технологии производства “зелёного” водорода

Часть 6

Сегодня в мире насчитывается только 2 технологии производства зелёного водорода, полностью освоенные и готовые к промышленному внедрению:

Электролиз воды с использованием ВИЭ

Паровой риформинг биометана

В прошлых частях данной публикации мы рассматривали технико - экономические показатели производства зелёного водорода в случае использования каждой из этих двух технологий.

С 4-ой части публикации мы начали и продолжаем обсуждать возможные способы и экономическую целесообразность транспортировки водорода из Украины в Европу.

2. Транспортировка водорода из Украины в Европу автомобильным транспортом в сжиженном виде

Перевозка газов в сжиженном виде позволяет повысить их плотность и значительно увеличить объёмы транспортировки. Разные газы имеют различную температуру, при которой они могут переходить в жидкое состояние при повышении давления. Для водорода эта температура является одной из самых низких: - 253 градуса Цельсия и значительно ниже температуры сжижения природного газа: - 160 градусов Цельсия. При сжижении водорода его объём сокращается примерно в 800 раз. Жидкий водород требует криогенной технологии хранения, такой как специальные теплоизолированные ёмкости, и обычно испаряется со скоростью 1% в день.

Средние оценки затрат энергии на сжижение 1 кг газообразного водорода дают величину ~ 12 кВт*ч. Самая большая известная цистерна для транспортировки жидкого водорода способна вместить примерно 3,6 тонны водорода, для сжижения которых потребуется примерно 43 000 кВт*ч зелёной электрической энергии. Это добавит к его себестоимости не менее $1/кг, а с учётом стоимости самой транспортировки (без учёта потерь на испарение) - примерно $4/кг. При этом для транспортировки 1 млрд. куб. м жидкого водорода из Украины в Европу потребуется не менее 25 000 ходок (68 в сутки, без перерыва на выходные и праздничные дни).

Насколько реалистична возможность экспортных поставок сжиженного водорода в Европу автомобильным транспортом с учётом вышеуказанного - судить читателю.

3..Транспортировка зелёного водорода из Украины в Европу

железнодорожным транспортом

Исследование немецкого национального железнодорожного оператора Deutsche Bahn, проведенное по заказу Государственного энергетического агентства Гессена, показало, что водород можно транспортировать по железной дороге в большом количестве, хотя подходящих для этого контейнеров пока не хватает.

Теоретически в одном железнодорожном составе можно перевезти примерно 50 тонн газообразного водорода под давлением 500 бар или до 100-150 тонн в сжиженном виде. Практически этого пока никто не проделывал. И, тем не менее, теоретически такая возможность присутствует. Хотя, по собственным оценкам, это добавит к себестоимости зелёного водорода не менее $2 на каждый килограмм (с учётом стоимости сжижения водорода для транспортировки в жидком виде).

Для транспортировки 1 млрд. куб. м водорода в год потребуется около 1800 (для газообразного) и примерно 600 (для жидкого) железнодородных составов. Для транспортировки нескольких миллиардов кубических метров - в несколько раз больше, соответственно.

Продолжение следует ...